Главная » Файлы » 2005 Амстердам-Брюссель и 2006 Лондон |
07.07.2015, 15:39 | |
Вступление. Что такое Гентский алтарь? Как сильно ни переживал я смерть Гонзочки (это случилось в мае), однако очень скоро начал планировать третий заграничный поход. Теперь нам хватало денег на групповой тур в Европу, продолжительностью до двух недель, с авиаперелётом, и я решил осуществить давно задуманное: разобраться с Гентским алтарём. Так что же это такое, и почему я так хотел его увидеть? В 1981г. вышла книга Н.Никулина «Золотой век Нидерландской живописи. XV век» (издательство «Изобразительное искусство»). ……………………………………………………………………………………………………... Я, как всегда, вовремя не подсуетился[1]. Соответственно, книга мне не досталась. Но Володя Смирнов (из 22-й главы) её, конечно, добыл и дал мне посмотреть. Обнаружился огромный провал в моих знаниях истории мирового искусства. Я хорошо учился в школе, имел превосходную память и уже лет десять интересовался им (искусством) весьма, как мне казалось, серьёзно, но ничего не знал о золотом веке нидерландской живописи. Прежде всего, меня очень удивил подзаголовок: «XV век». Я-то наивно полагал, что золотым в истории живописи Нидерландов должен считаться век 17-й, когда творили великолепные малые голландцы – Ван Рейсдал, Хоббема, де Хоох, Кальф, Хедда, Аверкамп, Броувер, Тер Борх, Ван Остаде и многие-многие другие; вместе с ними великие и могучие Хальс, Ван-Дейк, Рубенс, Вермеер и, наконец, величайший живописец всех времён Рембрандт. Ещё я знал и чрезвычайно высоко ценил Питера Брейгеля Старшего, но он жил в XVI веке. Из XV-го мне был известен только Иеронимус Босх, которым увлекалась и увлекается вся интеллигентская богема. А тут посыпались совершенно новые языколомные имена: Робер Кампен, Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, Гуго ван дер Гус, Герард Давид, Дирк Боутс, Ханс Мемлинг, Петрус Кристус, Гертген тот Синт Янс… И у всех потрясающие картины, подобных которым я и не видел. Их живопись ошеломила меня сильнее, чем за десять лет до того живопись мастеров Итальянского кватроченто (XVв.), увиденная на репродукциях в альбоме «Уффици». Темы – обычные для того века: сюжеты из Библии, портреты и притчи. У итальянцев меня покорила божественная одухотворённость лиц и композиций. Нидерландцы же подробно, с любовью выписывали самые мелкие детали интерьера и пейзажа, орнаменты ковров, каждый цветочек на земле, каждый прыщик на лице, мастерски подчиняя всё главному. При этом нисколько не уступали в одухотворённости. Зато превосходили в другом: такие красивые, насыщенные, сверкающие краски итальянцам, как мне показалось, и не снились. И над всем золотым нидерландским веком высился, как пирамида Хеопса над пустыней, складной алтарь «Поклонение святому Агнцу» Яна ван Эйка, или Гентский алтарь. Гентский алтарь в закрытом виде Гентский алтарь в раскрытом виде …………………………………………………………………………………………… Потом я как-то обнаружил небольшой альбом «Нидерландская живопись XV века» на польском языке в тётки-Нининой библиотеке. Там мне попалась маленькая репродукция удивительной картины «Семь радостей Марии» Ханса Мемлинга.
На доске, сильно вытянутой в ширину (80х190), внутри дивного пейзажа наивно и вроде бы бесхитростно изображено несколько евангельских сюжетов. Я был очарован[2]. Это случилось в середине 80-х. К тому времени я уже несколько лет упорно занимался рисованием и решил, что непременно должен создать картину наподобие мемлингской. Один из эскизов к моему замыслу Тут подоспела гласность. Крыша поехала всерьёз. Мне поставили диагноз астенический синдром. Я непрерывно размышлял над Гентским алтарём[3], рисовал и записывал всякую белиберду на его тему. Один из моих Гентских алтарей в закрытом виде И в открытом. Обрати внимание, что наверху левой створки написано ADAM, а правой - EVA. И внизу загадочные слова, как на Гентском. Хороши также петли! Забыл сказать самое главное. Кроме непревзойдённого живописного мастерства во всех картинах нидерландцев присутствовала вдохновенная, непостижимая, сакрально-эзотерическая тайна. В Гентском алтаре она присутствовала в 26-й степени (потому что в нём именно столько частей-досок: 12 наружных и 14 внутренних). Чего стоят одни только латинские надписи на центральной доске верхнего ряда внутренней части! Например, такая: Жизнь без смерти в голове, молодость без старости спереди, радость без омрачения справа, покой без страха слева. Дело кончилось первой персональной выставкой (см. http://ruvimlihter.ucoz.ru/load/1996_pervoe_zagranichnoe_puteshestvie/1996_moskva_brest_bratislava_neapol_moskva_01/8-1-0-163) и сменой профессии: после 16 лет работы инженером-конструктором я стал художником-оформителем. Итак, я, как мог, объяснил, почему хотел разобраться с Гентским и увидеть «Семь радостей». Остаётся рассказать про «Сцены из жизни св. Бертена» Симона Мармиона (в 15-й главе я пообещал это сделать). Постараюсь быть предельно краток (или кратким?). В очаровавшей меня картине Мемлинга особо понравился вытянутый в ширину формат. Раньше такие длинные картины мне не попадались. И когда я увидел в альбоме «Французская живопись XV века»[4] две маленькие репродукции «Сцен» аналогичного формата, то влюбился в них тоже. Левая часть диптиха Мармиона Правая часть Думаю, теперь можно начать, наконец, рассказ о путешествии и приключениях 2005-го года.
[1] У нас в Троицке активно действовал «Клуб книголюбов», куда входили настоящие энтузиасты-библиофилы, и купить вновь вышедшую очень желанную книгу «с нагрузкой» (а иногда и без) возможность была. [2] У Никулина репродукция этой картины тоже есть, но там она – чёрно-белая, поэтому я на неё внимания не обратил. [3] На этот раз я одолжил книгу Никулина у Алёнки Чариковой-Шафер, своей молочной сестры. [4] Оказалось, что французы похожи на нидерландцев, но не всегда такие крутые и таинственные. | |
Просмотров: 443 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |