Главная » Файлы » 2005 Амстердам-Брюссель и 2006 Лондон |
07.07.2015, 16:12 | |
ПОНЕДЕЛЬНИК 7 августа. День третий. Британский музей, выставка «Модильяни и его модели». За прошедшие два дня мы исходили и изъездили уйму английских миль, а между тем выполнили лишь один из семи пунктов обязательного минимума – галерея Тейт. Оставались ещё шесть: Британский музей, Национальная галерея, Собор Святого Павла, Букингемский дворец, смена караула и вылазка за город на море. Я решил начать третий день с музея, чтобы не повторять вчерашнюю ошибку, когда мы ввалились в Тейт после четырёх с лишним километров пеших прогулок и бессонного отдыха в шезлонгах Сент-Джеймского парка. В 10 часов подошли к станции метро Ноттинг Хилл Гейт. Шёл небольшой дождь, и похолодало. Даже эта семиминутная прогулка была прекрасна, как, впрочем, и каждая минута, проведённая в Лондоне. Я ходил, словно во сне по волшебному городу, потому что на каждом шагу – индусы, красные телефонные будки, арабы, красные почтовые тумбы, китайцы, красные двухэтажные автобусы, чёрные кэбы такси и африканцы. И все держатся левой стороны! Фантастика. Ехали по центральной (красной) линии: Куинзвэй, Ланкастер Гейт, Марбл Арч, Бонд Стрит, Оксфорд Сёркус и Тотнхем Корт Роуд(!) Ещё пять-шесть минут ходьбы по улицам с не перестающими восхищать названиями: Тотнхем Корт Роуд и Грэйт Рассел Стрит, и мы – перед входом в Британский музей, старейший в мире. Существует с 1753 года. Построен в виде большого каре – четырёхсторонней трёхэтажки в неоклассическом стиле (первая половина XIX века), с обширной колоннадой по фасаду и внутренним двором посредине. Вход – бесплатный. Впечатляет огромная белая ротонда под стеклянным куполом в центре внутреннего двора. Это читальный зал. Снаружи по обе стороны от его входных дверей, огибая цилиндр ротонды, тянутся кверху две широкие лестницы. Лестница влево Лестница вправо Внутри ротонды – по всей окружности, в три яруса – застеклённые книжные шкафы, отгороженные балюстрадами. Круглая арена внизу разделена перилами на две части: ближе к входу – стенды, мониторы и прочая информационная дребедень, а за перегородкой – столы и стулья, где собственно и можно почитать. Только не припоминаю, чтобы там хоть кто-то это делал. Все посетители (в основном, конечно, японцы) лишь в обалдении оглядывали невероятное помещение. Оно построено недавно; думаю, в конце XX века (архитектор Норманн Фостер). К этому стоит добавить, что весь внутренний двор вместе с читальным храм-залом тоже находится под стеклянной крышей и считается самым крупным в городе крытым пространством. К Олимпиаде 2012 года в Лондоне, наверное, перекроют что-нибудь покрупнее. Мы сдали в гардероб (за 1£) свои зонтики и рюкзак, взяли бесплатный план музея и ринулись в греческие залы.
Это всего лишь четвёртое наше заграничное путешествие. И первое - с цифровой фотокамерой. Поэтому я, не веря что всё это на самом деле, старался запечатлеть себя или Люсю на каждом снимке, а снимки экономил. Оттуда – в древний Китай, потом поднялись на второй этаж в Египет. По пути бегло осматривали Японию, Индию, Месопотамию, Рим, Америку (всё – древнее, и всё – подлинное). Мы были ошеломлены грандиозной коллекцией первоклассных экспонатов. Потрясающе! Два часа нескончаемого удивления. Виват, Британский музей! Вернулись во внутренний двор, зашли в музейный магазин и только там почувствовали, что силы на исходе. До сих пор жалею, что не купил альбом «Эротика в искусстве древнего мира», изданный Британским музеем. Перекусили. Утром я не планировал возвращаться в гостиницу. Но теперь передумал. Отдых был просто необходим для посещения выставки Модильяни в Королевской Академии изящных искусств. Ещё позавчера (возле Скотланд-Ярда) я заметил рекламу этой выставки на борту одного автобуса. Конечно, мой любимый художник имеет мало отношения к Лондону, но немыслимо же после долгих лет любви к репродукциям отказаться увидеть его картины в подлиннике и в большом количестве! Ну вот. Сейчас снова буду душить тебя воспоминаниями и размышлениями. В связи с тем, что в детском саду у меня обнаружились способности к рисованию, родители и тётка Нина Израилевна начали с помощью альбомов приобщать меня и к мировому искусству. Вначале это были Шишкин и Айвазовский. Потом Репин, Левитан, Кипренский и Федотов. И очень скоро – Амедео Модильяни (в дальнейшем АМ). Нина была в Польше (турпоездка от Союза журналистов СССР) и привезла несколько изящно оформленных (чтобы вешать на стену) репродукций АМ. Оказалось, что она давно мечтала об АМ. Когда в начале 60-х в Москву приехал её родной дядя из Бельгии и предложил ей выбрать подарок в валютном магазине, она попросила его купить небольшой альбом АМ, изданный фирмой SCIRA. А маленький Саша тогда был очень внушаем и тоже полюбил АМ. Сколько раз с тех давних пор менял я своё отношение ко всем великим мастерам России и мира, но сильнейшая любовь к АМ никогда не ослабевала. И только одного художника, кроме АМ, я так же давно и сильно люблю, а его произведения вызывают такое же волнение и сердечный отклик. Это Татьяна Маврина. Её я узнал тоже благодаря тётке Нине. Тут следовало бы пуститься в пространные рассуждения о недостатках и преимуществах искусства графики по сравнению с живописью, но я не стану испытывать твое терпение. В 2001-м мы безуспешно искали работы АМ в музеях Парижа[1]; в 2005-м удалось увидеть две небольшие, малоизвестные в ГМИИ им. Пушкина и одну большую, знаменитую обнажёнку в Антверпене[2]. А тут, в Лондоне вдруг – такой подарок. Тем не менее, после обеда и полноценного отдыха (отель Нью-Линден, двуспальная кровать) мы не бросились сразу кратчайшим путём в Королевскую Академию, что на улице Пикадилли. Лондон так обволакивал и искушал, что я не смог отказаться от удовольствия в который уже раз оседлать империал 94-ки и прокатиться над улицами от Ноттинг Хилл гейт до Пикадилли сёркус, а сойдя на землю, прогуляться по району Сент-Джеймс. Маршрут прогулки соответствовал красной пунктирной линии на схеме «Улица за улицей: Пикадилли и Сент-Джеймс» в Дорлинг-Киндерсли. На пути нам повстречался магазин-праздник «Форнем и Мэйсон», основанный в 1707г., как продмаг. Сейчас колоссальный отдел продуктов занимает весь нижний этаж, а на пяти верхних чего только нет – можно гулять, как в музее. Я снял там видеоролик. Публикую три скринщота (снимка с экрана монитора). Раз, два и три Очень, очень хороший магазин, как сказал бы Коровьев звонким голосом, слышным решительно во всех углах[3]. Я не посмел смущать лондонскую публику подобной эскападой. Попробуй представить себе эту сцену. Интересно, сколько посетителей и работников универмага читали Булгакова по-русски. Думаю, они бы меня поняли. Но что подумали бы остальные? Однако мы спешили на свидание с АМ. Я не был уверен, что правильно перевёл позавчера рекламу на автобусе, поэтому сомневался и слегка психовал. Никогда не забуду, как разрушились мои сомнения, едва мы вошли во внутренний двор Берлингтон-хауса, особняка XVIII века, где расположена Академия. Гигантская чёрная бронзовая скульптура голой, даже со снятой кое-где кожей, беременной самки андроида в полный рост стояла в центре двора на фоне великолепного вертикального баннера высотой в два этажа Берлингтон-хауса. На баннере сиял фрагмент сидящей обнажённой. Одного четверть-взгляда на него было достаточно, чтобы определить автора. Неповторимые голова-шея-колорит – конечно, АМ! И на почти два часа мы забыли про Лондон. 52 великолепных экспоната выставки «Модильяни и его модели» (51 картина маслом и одна скульптура женской головы из известняка) были выпиты до дна четыре раза в четырёх залах. Прекрасная выставка. Соприкосновение с оригиналами не только не разочаровало, но воодушевило и подтвердило мой тезис: размер имеет значение! АМ при всей бедности своего существования не экономил ни на холсте, ни на красках – картины именно того размера, какой лучше всего для восприятия, то есть достаточно большого. Билеты на выставку обошлись нам в 16£. Ещё 19,95£ мы выложили за альбом-каталог, о чём совершенно не жалею. Вот несколько разворотов и обложки: 52 картин и скульптур в том числе знаменитый автопортрет Несколько "Больших обнажённых" Даже эта, которую мы в прошлом году видели в Антверпене И прекрасный аппарат с фотографиями и комментариями (к сожалению на английском, но через год эта выставка переехала в Москву и наш каталог, который я тоже купил, уже на русском) Чао, Амедео! Мы вышли на улицу счастливые, окрылённые встречей с АМ, но, очутившись в ревнивом Лондоне, тут же забыли про выставку. Вот, что написано в моих дневниковых записях о наших похождениях 7 августа после выставки АМ: на метро до ковентгарден. Прогулка: опера – пьяцца – магазин карт – паб «ягнёнок и флаг» выпили пива на втором этаже в викторианской обстановке. Сели на метро до лондонбридж прогулка по саутворку – мимо какой-то знаменитой тюрьмы до театра глобус (в театр не пошли) – галерея Тейт модерн – мост миллениум – св Павел – оттуда на авт. 23 до ледбрук гров и домой[4] Не могу поверить, что после двух музеев мы столько отмахали. Главное, и усталости никакой не помню. Кажется, я нашёл разгадку на стр. 83 путеводителя Дорлинг Киндерсли. Статья «Королевская академия» заканчивается такими словами: …сама атмосфера здания помогает утомлённому путешественнику воспрять духом. Внутреннее убранство несёт покой, оберегает от стрессов современной городской жизни. Значит, пока мы наслаждались картинами АМ, здание нас успокаивало и оберегало. А я и не обратил внимания на его атмосферу. Помню только, что над одной из лестничных площадок висит драгоценный барельеф Микеланджело «Мадонна с младенцем». Итак, вернёмся ко времени выхода из Академии – 17 часов. То, что не удалось вчера в темноте, мы выполнили сегодня при свете дня. Перво-наперво – Ковент-Гарден. Две остановки на метро, и мы – возле знаменитого Королевского Оперного театра. По всему зданию развешены афиши, на которых мы с гордостью узнали звезду Большого балета Светлану Захарову в великолепной красно-белой пачке Дочери фараона, с лихо задранной вертикально вверх быстрой ножкой[5]. Большовики, оказывается, гастролируют тут с 25 июля по 19 августа. Привезли шесть балетных постановок и даже две оперы: Борис Годунов и Огненный ангел. Я, конечно, в опере мало чего понимаю. Наивно считаю, что целиком можно слушать только «Пиковую даму» Чайковского, «Золушку» Россини, да «Травиату» Верди. «Кармен» не люблю, «Бориса» – тоже. А что касается «Огненного ангела»…, когда слушал, сидя в партере Большого театра, очень смеялся. Почему русский композитор (Прокофьев Сергей Сергеич) написал оперу про какого-то Рупрехта?.. Мы зашли в кассы, взяли на память схему зрительного зала и узнали, что на сегодняшнюю Золушку (балет того же Прокофьева) билеты купить можно. Когда я спросил кассира: почём (how much), он, небрежным взглядом оценив моё финансовое положение, сказал: есть по 52фунта – на галёрке. Нет уж, спасибо – мы в Большой и дома сходим, за те же 52£ (2600р.), только не на галёрку, а гораздо ближе к сцене. Свидание с Королевским оперным вселило определённую уверенность в себе – мы, вроде как, теперь и не чужие здесь. Поэтому дальше шли, глядя на окружающих, уже как на равных, то есть – с некоторым пренебрежением. Подумаешь – Захарова! И получше видели. Говорю это, как балетоман со стажем, который веду с конца 1969 года, когда на новогоднем «Огоньке» по телевизору впервые увидел Владимира Васильева. Он исполнил вариацию Базиля из «Дон-Кихота». Так исполнил, что абсолютно равнодушный к балету мальчик стал навеки ярым поклонником искусства Терпсихоры. Я раскрыл свой Дорлинг Киндерсли на стр. 80 (схема «Улица за улицей: Ковент-Гарден»), и мы двинулись по рекомендуемому маршруту. Лондон открылся нам с ещё одной стороны. Не имперской, не парадной, а узко-уличной, с горками, с небольшими церквями, магазинами, театрами, барами, рынками. Рынок, впрочем, был только один и не малый – Центральный, рядом с Королевской оперой. Дорлинг Киндерсли настоятельно советовал посетить это место, как …радующее глаз множеством магазинчиков, кафе, ресторанов, торговыми лотками, а также уличными цирковыми артистами и музыкантами. Там точно были лотки, мы даже что-то купили в подарок доченьке; уличных музыкантов и акробатов помню очень смутно. Пройдя с полмили (800м), мы оказались на живописнейшем перекрёстке семи живописных улиц. Центр площади украшает памятник Семь Циферблатов (Seven Dials, XVIII век) – колонна, увенчанная коротким шпилем, опирающимся на шар с семью настенными часами, чтобы все, выходящие на перекрёсток, могли видеть, который час. Никогда не думал, что такое бывает на самом деле – сразу несколько театральных вывесок по периметру небольшой площади. Напомнило декорацию к какому-то спектаклю про богему. Ещё сто пятьдесят метров по Монмут стрит – и ещё театр – Св. Мартина, знаменитый тем, что там дольше века не сходит со сцены пьеса «Мышеловка». Наверно, по Агате Кристи. Через триста метров, с резкими поворотами влево и вправо (с Аппер Сент Мартин лэйн – на Лонг Эйкр и оттуда – на Роуз стрит) на схеме значился Магазин карт в Стэнфорде.
Я очень надеялся, что смогу купить там хорошую карту Подмосковья, изданную в Англии, то есть без всяких чекистских обманов и военных тайн. Магазин поразил наше воображение своим кафельным полом, на который нанесена политическая карта мира. Ассортимент же не был таким большим, как я ожидал. На двух этажах удалось обнаружить лишь одну полку с картами России. Все они изданы у нас, а значит, враньё и дезинформация. Мне, как активному велопутешественнику по Московской области, это хорошо известно. Точные топографические карты – по-прежнему тайна, причём не для шпионов, если, конечно, не считать шпионами всех русских туристов. Выйдя из Магазина карт, не солоно хлебавши, мы посетили ещё одну отмеченную на схеме достопримечательность – паб «Ягнёнок и Флаг», построенный в 1623г. Этот паб находится в двух шагах от карточного магазина, но подойти к нему не просто: ширина улицы, ведущей ко входу в Ягнёнок, не больше прохода между кроватью и стеной нашего номера в Нью Линден. Впервые в жизни мы вошли в пивной бар с целью выпить пива, а не сходить в уборную. Мне очень понравилось внутри: длинная узкая комната, посредине – стойка с массой каких-то приспособлений для наливания пива; справа и слева от стойки – столы со стульями; приветливые и грубоватые бармены в белых фартуках; крутая лестница ведёт на второй этаж. На витрине у стойки было выставлено много бутылок и ценников, но я ничего не понял и попросил бармена (интеллигента лет сорока) налить нам чего-нибудь чисто английского. Тот был, наверное, отличным физиономистом, потому что не стал наливать из бочки в литровые кружки, а предложил небольшую зелёную бутылочку (0,33). Название не помню, но бармен сказал, что оно действительно английское. Мы расплатились, взяли две высокие узкие стеклянные кружки и поднялись наверх. Там мне понравилось ещё больше: стены до половины отделаны деревянными панелями красивого тёмного цвета; такого же цвета и тоже деревянные столы и стулья. Над панелями на светло-бежевых стенах в рамках под стеклом висят небольшие репродукции картин и акварелей XVIII-XIXв. В центре дальней стены – деревянный диван (спинка вделана в стену), обитый красной кожей. Перед ним стоит стол, но на диване никто не сидит. Над диваном – гравюра шириной во всю его длину. На ней изображена сцена в пабе в стиле знаменитых иллюстраций «Физа» к книгам Диккенса. А может, то и был Физ (Х.Н.Браун). Эта гравюра, сразу привлекающая к себе внимание входящего, поразила больше всего. Думаю, что, в основном благодаря ей, я с нежностью вспоминаю «Ягнёнок и Флаг», хоть пиво нам понравилось не очень. Бельгийское-то получше будет[6]. Заев чисто английское пиво бутербродами, захваченными из дому, мы почувствовали себя сытыми, весёлыми, неуставшими, вернулись к станции метро Ковент-Гарден и в пять остановок (с двумя пересадками) были на Лондон Бридж. Прогулка по Саутворку. Это на правом (южном) берегу Темзы в восточной части города. Когда-то здесь было прибежище проституток, игроков и преступников. Были и арены для травли медведей. Сейчас этот район знаменит Театром «Глобус» и лучшей в мире галереей современного искусства Тейт-модерн. Ещё там находится музей Лондонская темница, где разыгрываются самые жестокие сцены британской истории: казни, пытки, гибель от чумы и прочие прелести. Мы подошли и к тому, и к другой, и к третьему. Малодушно прошли мимо темницы. Со священным трепетом зашли во внутренний двор шекспировского театра, но на спектакль не сходили, хотя билеты в кассе были и стоили дешевле, чем на Золушку. Очевидно, в тот год мы не были настроены на посещение театров за границей, а галерея Тейт, вероятно, была уже закрыта. От закрытой галереи мы с удовольствием перешли речку по недавно построенному пешеходному мосту Миллениум прямо к Собору Св. Павла. Начинало темнеть. Подошёл уже известный нам 23-й автобус и великолепно (восемь километров полёта на двухметровой высоте) довёз нас до Лейнстер Сквэр. Ещё об одном аспекте при поездках на КДА: об удовольствии бескровно задавить мелкое транспортное средство. Всякий раз захватывало дух, когда автобус близко подъезжал к какому-нибудь мотоциклисту или таксисту – сверху казалось, что всё – тому каюк, его не видно, он подмят, он исчез, сгинул под красным корпусом! Но нет, какая ж манёвренная эта двухэтажная махина: движение вправо влево, и таксист уже позади и невредимый. Великолепный аттракцион!
[1] А.Лихтер «Путешествия 1996-2005», часть 2 [2] Там же, часть 3. [3] М. Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 28. [4] Орфография и пунктуация оставлены, как в дневнике. [5] А. Пушкин «Евгений Онегин», глава 1 [6] Справедливости ради отмечу, что последние полгода к нам в Троицк (магазин «Изумрудный город», бывшая «Ромашка») стали привозить отличное английское пиво. Мы испробовали уже сортов шесть-семь – почти все мало чем уступают бельгийскому. | |
Просмотров: 601 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |