[Мой сайт ]
Главная » Файлы » 2005 Амстердам-Брюссель и 2006 Лондон

2005 Как я разобрался с Гентским алтарём 09
07.07.2015, 15:54

Суббота 30 июля – воскресенье 31июля. Последние прогулки по Брюсселю, Антверпен, отлёт и прибытие на Родину

Тётка Нина Израилевна, светлая ей память, каждый раз предупреждала нас перед очередным путешествием: не стремитесь увидеть всё, нельзя объять необъятное.

Я был согласен с ней на все сто. При этом мне ни разу не удалось последовать мудрому совету искушённой туристки.

Впрочем, она сама никогда ему не следовала.

И зря. Потому что каждый раз к последнему дню голова отказывалась воспринимать что-либо. А я всё равно неконтролируемо продолжал строить максимально насыщенные планы.

Так было и на этот раз. Официальная программа: в 12 часов собираемся у входа в отель, загружаемся в автобус и едем в Антверпен через Мехелен (в Антверпене – обзорная экскурсия, в Мехелене – на какой-то завод). Из Антверпена возвращаемся в Брюссельский аэропорт «Завендем» и – в Москву.

Что бы я сделал сейчас, сидя в квартире на улице Центральной в халате за монитором?

Во-первых, не поехал бы ни в Мехелен, ни в Антверпен. На настоящий момент (утро 30 июля 2005г.) мы побывали уже в пяти городах за шесть дней. Куда больше?

Но тогда мысль о том, чтобы не ехать в Антверпен, мне в голову не пришла. Зато пришла другая: не ехать с группой в Мехелен, а сразу электричкой в Антверпен, чтобы как можно дольше там находиться.

Забегая вперёд, скажу, что из-за навязанного турфирмой глупого заезда в никому не нужный Мехелен[1], наша группа не посетила в Антверпене оба главных музея – Рубенса и Королевский изобразительных искусств.

А мы побывали и в том, и в другом. Вот только спрашивается: оно нам было нужно? Ответ: почти однозначно – нет!

Почему – почти? Да всё из-за обожаемого Модильяни. В Антверпенском Королевском мы наконец-то увидели его прекрасную большую Сидящую обнажённую.

Во-вторых, можно было бы а) – спокойно (повторяю: спокойно) погулять по Брюсселю, например, ещё раз сходить в Квартал Европы и даже посетить (тоже спокойно) Королевский дворец; б) – спокойно (смиренно, помолясь, без желания разобраться) повторить попытку приблизиться к Алтарю в Генте.

Но после 28 июля все мысли о Генте я давил в зародыше.

В результате ко времени сбора (12.00) мы: дважды прокатились на метро, побывали на двух рынках, в двух очень красивых церквях с витражами, ещё раз прошлись: по балюстраде, по площади Испании и по Ратушной площади.

Естественно, галопом. Однако помнится всё хорошо.

Блошиный рынок. На небольшой квадратной площади Жё де Баль в районе Южного вокзала прямо на земле люди, похожие на каких-то оборванцев, разложили кучками самые разнообразные товары, бывшие в употреблении. Люстры, книги, мебель, картины, птицы в клетках, запчасти, сантехника…

Блошиный рынок

Я лелеял мечту найти хороший дешёвый велосипед. Велосипедов было только два. Плохих и не очень дешёвых.

Антикварный рынок на площади Гран Саблон. Ерунда (вернее, не произвёл впечатления). Быстро ушли.

Церковь XV-XVIIв. Нотрдам де Саблон. Вот это уже ближе к французской готике. Но долго не задержались. Времени-то в обрез.

Нотрдам де Саблон

Балюстрада у Дворца правосудия, оттуда к королевскому дворцу. Купили билеты по 3€ в какой-то флигель. Думали, увидим хоть чуть-чуть королевских роскошеств. Зря думали: ничего королевского там нет – какая-то дурацкая современная выставка. Ушли, не глядя.

Спустились в Нижний город.

Церковь XII-XVв. св. Гудулы. Она необыкновенно красивая, готическая, ужасно стройная, снаружи вся белая, внутри тоже очень светло и прекрасные витражи. Посидели с закрытыми глазами минут 20 и потопали дальше.

Святая Гудула. Снимок мой но 2012-го г.

Попрощались с красивейшей Ратушной площадью (настоящее название Гранд Плас, или Гроте Маркт),

сели на метро и вернулись. В отель.

Около 12.00 та часть группы, что должна была ехать в Антверпен, собралась с вещами у чёрного входа.

Подали маленький автобус.

Наш Амстердамский рано утром уехал с туристами, в путёвках которых была ещё экскурсия по Люксембургу. Таких «умных» оказалось большинство.

Я подошёл к сопровождающей, милой интеллигентной девушке. Предупредил, что мы собираемся добираться до Антверпена своим ходом, чтобы успеть в музеи.

Та встретила моё заявление с огромным сочувствием: сказала, что мы можем спокойно отправить наш багаж вместе с автобусом, что она обязательно попросит шофёра перенести его в Антверпене в тот автобус, что доставит группу в аэропорт. Объяснила, где будет парковаться в Антверпене этот автобус, в котором часу он отправится и даже на всякий случай записала мне номер своего мобильника.

Какая чудесная девушка! Звали её Таня. Но окончательно моё сердце было растоплено, когда к ней подошла Люсенька и стала убеждать, чтобы она не волновалась, что Саша не подведёт её и группу… На что Танечка ответила: «да я и не волнуюсь, я ж вижу, с кем имею дело», и небрежно-восхищённо кивнула в мою сторону…

Как редко мне приходится слышать подобные комплименты от совершенно незнакомых людей.

На гордеца не нужен нож

Ему немного подпоёшь

И делай с ним что хошь.

Мы покидали чемоданы в багажное отделение и побежали на Северный вокзал.

Билет до Антверпена стоил 5.80€. Время покупки: 12.02. Значит, не было и часу дня, когда мы сошли с поезда на вокзале Антверпена, таком же большом и столичном, как Гентский.

А сам Антверпен был ещё больше, чем Гент, весь сверкал и выпендривался, явно желая превзойти блеском столицу Европы.

Первым делом мы, кажется, раскошелились на плёнку Кодак. Затем подошли к окошку информации для туристов, чтобы взять карту города. Туда выстроился большой хвост из молодых туристов.

В Европе не принято лезть без очереди. Но я об этом не подозревал.

Видя, что все стоят, чтобы получить консультацию, я протиснулся вперёд. Сказал, что мне только взять карту. Сошло. Удивились, но пропустили. За карту пришлось отдать 1€.

Вышли на площадь. Развернули карту. Минут пятнадцать не мог сориентироваться. Очень туго стал соображать к концу поездки.

Наконец, разобрался. Первым делом прогулялись по парадной пешеходной улице. Широкая, современная, с авангардными: скульптурами, зданиями, рекламными конструкциями. Удивила. Но мы ж не за современностью сюда приехали. Нам подавай фламандскую старину (как будто её было недостаточно в Брюсселе, Брюгге и городе, чьё название я тогда не хотел вспоминать).

В двух шагах от Антверпенского Бродвея располагался Дом-музей Питера Пауля Рубенса. С него и решили начать.

Я очень высоко ценю Рубенса. Он гениален, но чересчур плодовит. Все музеи мира кишмя кишат его работами.

А вот в доме музее их было в меру. Меня снова, как в квартире Рембрандта, удивили короткие кровати в стенных шкафах. Короче, насколько помнится, это очень хороший, интересный музей.

Меня сейчас передёргивает, когда я вспоминаю, как мы под жарким солнцем тащились по ремонтируемым трамвайным путям к остановке, как мерили шагами огромный город. Я почти ничего не воспринимал и не получал никакого удовольствия.

Зато есть, что записать в актив. После Рубенса сели на трамвай и подъехали к Королевскому музею изобразительных искусств. Судя по путеводителю, там были и ван Эйк, и Рубенс, и Йорданс, но я запомнил только две вещи – скульптуру «Мадам Рекамье» Рене Магрита[2]

и, о радость, «Сидящую обнажённую» Модильяни.

Мы покинули королевский незадолго до закрытия в 17.00.

До отправления автобуса оставалось три часа. Подъехали (опять трамвай) к старинному центру города и пошли гулять (а куда деваться?) вокруг красивого готического собора.

Скрупулезно проследовали по маршруту, рекомендованному путеводителем, и вышли к берегу реки Шельды.

Запахло морем и портом. Я немного встрепенулся. Но проливной дождь умерил мой пыл. Татьяна сказала, что автобус будет стоять на набережной между причалами, номера которых я сейчас не помню. Помню, что шли мы довольно долго. Забрались даже на палубу плавучего ресторана, чтобы лучше рассмотреть корабли в порту.

Автобус мы благополучно обнаружили.

Я не стал снова приставать со своим ломанным английским к шофёру, который с трудом меня понимал ещё в Брюгге. Ограничился вежливым кивком головы.

До отъезда в аэропорт оставалось около 2-х часов. Вернулись в центр к собору. Ещё чуть-чуть погуляли, купили банку незнакомого пива, оно оказалось дрянь (оказывается, и в Бельгии такое случается), выбросили, купили банку надёжного Chimay, распили с удовольствием. Напоследок, решили отужинать в настоящем ресторане.

И отужинали. Впервые в Европе мы поели не при помощи кипятильника и не в столовой самообслуживания. Ресторан «Bacino». Официант даже подсказал по-русски: «картошка». Наверное, поляк. Мясо мы тоже заказали. Ужин обошёлся в 33,5€.

За соседним столиком поглощали что-то, скрывавшееся в чёрных раковинах.

Я просил обслужить нас с таким расчётом, чтобы к 20.00 мы были на набережной. Польскобельгиец уверял, что всё будет окей, но, кажется, злонамеренно тянул. Пришлось бежать бегом с полным желудком.

Успели. Автобус, аэропорт, самолёт.

Аэропорт «Завендем» запомнился интересным оформлением, потом тем, что я забыл в кармане складной нож, и его пришлось выбросить в мусорный ящик, а также покупкой в такс-фри сувенирной упаковки Chimay в подарок любимым Стыгарам.

Два снимка в аэропорту Брюсселя

В Шереметьево-2 приземлились в воскресенье около 5 часов утра по московскому времени. Танюша нас ожидала в своей «Ниве».

Вот и закончился третий европоход.

[1] Только что прочитал про Мехелен в Дорлинг Киндерсли и беру свои слова назад. Но в любом случае, Антверпена бы избежать не удалось, а 7 городов за 7 дней было бы слегка совсем слишком.

[2] Мрачная сюрреалистическая версия одноимённой картины Давида.