[Мой сайт ]
Главная » Файлы » 2005 Амстердам-Брюссель и 2006 Лондон

2005 Как я разобрался с Гентским алтарём 08
07.07.2015, 15:52

Пятница 29 июля. Два великолепных музея в Брюсселе

Тот, кто так жестоко покарал меня за самонадеянное желание разобраться, не стал в ярости окончательно портить и оставшиеся два дня.

Поэтому, как ни удивительно, я совершенно не переживал вчерашний кошмар и даже, когда изредка вспоминал о нём, не впадал в депрессию или чёрную меланхолию.

А Брюссель был в эти дни просто великолепен.

На первую половину пятницы я запланировал посещение Королевского музея изящных искусств. Поездка к нему связана с небольшим приключением.

Нам надоело кататься по Брюсселю под землёй. Станции метро очень красивы, выполнены в стиле модерн, но, как говорится, хорошего понемногу. Поэтому сегодня я решил добираться в Верхний город на трамвае или автобусе.

Мы должны были пройти через ботанический сад, примыкающий к нашему отелю, на Королевскую улицу (Rue Royale, или по-фламандски – Koningsstraat), по которой без пересадки можно подъехать прямо к музею.

Вышли из гостиницы с чёрного хода (двери там были тоже с золотыми ручками) и оказались возле угла сада. Чтобы не терять времени на крюк до ворот, пошли вдоль ограды, по тропинке рядом со скоростной автомагистралью.

Идём, идём, тропинка становится всё уже и уже, потом исчезает вовсе. От несущихся машин нас отделяет бордюрчик шириной в кирпич. Мы бесстрашно продолжаем движение вперёд, но когда магистраль начинает нырять в тоннель, остаётся только повиснуть над пропастью, держась руками за решётку ограды.

Вообще-то мой девиз – идти до конца (ни шагу назад), но на этот раз пришлось отступить.

Ботанический сад нам очень и очень понравился. Он как-то ловко спрятан в центре столицы от городского шума и суеты. Птички летают, чуть ли не косули ходят. Девушки загорают на зелёных лужайках. Народу совсем немного.

Бросить бы всё и остаться тут жить. Но нет! В Королевский музей изящных искусств, и точка.

О мы не напрасно так туда стремились. Я, можно сказать, увидел всё, чем был потрясён в книге Никулина. Лучшие картины оказались неожиданно большими. Некоторые даже огромными.

Вот пример для тебя, ленивый Ян Вермеер!

Брюссельский произвёл на меня самое сильное впечатление из всех музеев изобразительных искусств первого ряда, которые я посетил.

А посетил я не так уж и мало: Эрмитаж, Уффици, Питти, Лувр, Орсэ, Лондонская национальная галерея, Берлинская пинакотека, Рейксмузеум.[1] 

Что понравилось больше всего? Однозначно, два диптиха: «Суд императора Оттона III» Дирка Боутса  и «Суд Камбиза» Герарда Давида.[2]

Не могу удержаться, чтобы не процитировать описание одного из них («суд Оттона»), приведённое многажды упомянутым Николаем Никулиным в книге «Золотой век Нидерландской живописи».

Две картины. 324х182см каждая.

«Казнь графа». Эта картина включает три сцены: на первом плане казнь невинно осуждённого графа. Вдова берёт его голову из рук палача. В глубине слева шествие графа к месту казни, справа императрица клевещет Оттону III, желая отомстить графу, отвергнувшему её чувства.

 

«Испытание огнём» («Суд божий»). На троне император Оттон III, перед ним коленопреклонённая графиня с головой своего мужа и раскалённым бруском железа в руках. По средневековому обычаю, подвергавшийся «божьему суду» должен был пройти испытания, изображенные Боутсом. Согласно легенде графиня осталась невредимой после испытания огнём и тем самым доказала невиновность своего казнённого супруга. В глубине – сожжение на костре виновницы происшедшего – императрицы.

Здорово интересно, правда!? А как гениально скомпоновано, а с каким мастерством нарисовано! А как смотрятся наяву эти трёхметровые доски!

Второй диптих не менее драматичен и красив, но не так велик (1,80х1,60м каждая).

В книге Никулина написано, что он находится в музее Грунинге (мы были там позавчера). Но мне кажется, я почти уверен, что видел его в Брюсселе. Может, перенесли из Брюгге на время выставки мемлинговских портретов? Или с памятью что-то? Прости, не знаю, что сказать.

Конечно это что-то с памятью. В 2015-м мы долго рассматривали её в Брюгге

Снято 12 мая 2015г в Брюгге

Вышеописанные картины (по крайней мере, диптих Боутса точно), находятся в Музее старых мастеров – трёхэтажном здании традиционной для XIX века архитектуры.

В состав Королевского музея входит ещё Музей современного искусства, который расположен на 3-х уровнях над, и 8-ми уровнях под землёй. Уникальная конструкция этого здания (спуск вниз идёт по ломаной спирали, сужающейся книзу) позволяет рассматривать картины даже на нижнем этаже при естественном освещении.

Там запомнились ещё две вещи: небольшой этюд Мондреана (мне бы, конечно, хотелось увидеть картину помонументальнее) и скульптурка Нам Джун Пайка[3]. Последняя представляла собой что-то вроде ветряной мельницы чёрного цвета, а в крыльях – цветные окна-витражи, подсвеченные изнутри. Очень красиво.

Я попытался её сфотографировать, за что получил доброжелательное предупреждение: служащие музея весело погрозили мне пальцем.

Фотография не получилась – на плёнке ничего не видно.

В огромной коллекции на одиннадцати этажах Модильяни отсутствовал.

Или всё-таки был? Проклятый склероз! Вроде вспоминается что-то маленькое синенькое с длинной шеей и косыми глазами …

Ну, хватит бредить. Перехожу к рассказу о Музее комиксов.

Обнаружилось, что я горячий поклонник комиксов. А бельгийцы ими просто одержимы, к тому же оказались родоначальниками жанра.

Музей, даже не музей, а Центр комиксов с 1989г. располагается в необыкновенном здании, построенном в начале прошлого века по проекту архитектора-модерниста Виктора Орты. Там всё удивительно интересно. Не хотелось уходить. У меня было сильное желание купить какую-нибудь хорошую книжку комиксов, но глаза разбежались, и мы ушли ни с чем.

Снимок из интернета. Интерьер комиксова музея

Теперь нам требовался отдых. Посидели с закрытыми глазами на скамейке в сквере площади Мучеников, возле мемориала в память о 450 горожанах, убитых во время восстания 1830г (вона как!). Она очень напоминала какую-то московскую.

Весь этот район Нижнего города вообще ужасно похож на переулки между Садовым и Бульварным кольцом в районе то ли Арбата, то ли Маросейки: много особняков в стиле модерн, современные дома, спуски-подъёмы и нешумно.

После отдыха занялись шопингом – покупками подарков для родных и друзей.

В пассаже нижнего города

Придумать, что купить, было не трудно: конечно же, пиво и шоколад. Рядом с Ратушной площадью целый квартал занят шоколадными магазинами.

Глаза снова разбежались. Всюду так красиво и вкусно пахнет. Но и народу навалом. А ещё столица Евросоюза называется. Как будто в Советский Союз попали: все носятся с вытаращенными глазами, галдят в очередях.

Между прочим, не могу сказать (и те, кому мы сделали такой подарок, подтверждают), что бельгийский шоколад – это что-то из ряду вон. Наш Бабаевский, во всяком случае, как минимум, не хуже. Упаковки, конечно, замечательные. До этого нам пока далеко. Но не очень.

А вот за несравненным пивом давки никакой не было.

В отель вернулись на метро смертельно усталые. Так записано в моём дневнике, и дальше про этот день ничего. Неужели вечером мы не вышли снова в город? Не помню, может, и так. Не Париж, всё-таки…

                  Мимо обжорных рядов точно проходили. Это в ценрте Нижнего города

Слап лекка[4]!

 


[1] Сразу хочу патриотично заметить, что больше всего люблю Третьяковку и Музей им. Пушкина. Спасибо, что они есть и недалеко.

[2] Диптих – это две картины, объединённые замыслом автора. Как правило, на одну тему и одной высоты.

[3] Американский скульптор-авангардист корейского происхождения (1932-2006).

[4] Спокойной ночи по-фламандски (slaap lekker)

Категория: 2005 Амстердам-Брюссель и 2006 Лондон | Добавил: ruvim
Просмотров: 497 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: