[Мой сайт ]

1996 Москва - Брест - Братислава - ...- Неаполь - ... - Москва 08
06.07.2015, 16:37

Глава седьмая

Понедельник 9 сентября. Переезд в Рим. Прогулка по вечному городу. Ночёвка в горах

Утром Оксана провела инструктаж, когда и как мы поедем в Рим. Я почему-то был невнимателен, а Люсенька, как всегда, восприняла информацию не совсем точно. В результате, из-за нас выезд задержался минут на 15.

Автобус вырулил на автостраду и поехал через горы, холмы и долины Центральной Италии. Здесь уже было на что посмотреть. Больше всего мне запомнилось, как сжалось сердце при виде панорамы Сан-Сеполькро.

В том году я был увлечён художником Пьеро дела Франческа и знал, что именно в Сан-Сеполькро много его картин и фресок. Вид издалека этого небольшого городка на холме пленил меня. Такими я представлял в своих грёзах города Итальянского Возрождения: крепостные стены, сферические купола церквей, башни колоколен и непередаваемо-дивный серо-охристо-красный колорит. Ах, как мне хотелось бросить всё к чёртовой матери, и туда – к вам, в Сан-Сеполькро.[1]

В пути мы были часов пять. И вот, наконец, мечта всей моей жизни, Римммммм!

Ксюха продолжала, не переставая, болтать про историю, но я слышал только «набережная Тибра», «дворец юстиции», «замок и мост Святого ангела», «Ватикан».

Первая остановка на площади перед Собором Св. Петра. У нас Люсей, когда мы вышли из автобуса, из глаз хлынули… хлюп-хлюп… неужели не во сне! Ладно. Не раскисать!

У входа в Сан-Пьетро Ксения передала нас в руки итальянскому экскурсоводу – русской девушке. Назовём её Вера. Как ни странно, её я слушал с интересом и кое-что даже запомнил. Так, мы узнали, что размеры собора намного больше, чем кажется посетителю. Верочка убедительно доказала нам это путём сравнений.

Например, балюстрада под куполом кажется близкой, но человечки на ней совсем крохотные. И так далее. Как это у архитекторов получилось, я так и не понял. Оптический обман!

Замечательная живопись на колоннах и стенах оказалась тончайшей мозаикой. Вера показала, где надо встать и как посмотреть, чтобы увидеть полоски, разделяющие камушки. Удивительно! Это работа современных римских чудо-мастеров.

Главным же шедевром собора, конечно, является суперзнаменитая мраморная Пьета Микеланджело с молодой Марией. Она загорожена бронированным стеклом, и близко подойти нельзя. Народ возле неё постоянно толчётся, так что как следует не насладишься. Да и теряется она в этом грандиозном пространстве.

Ещё одна очередь стоит, чтобы коснуться бронзовой ступни статуи Святого Петра. Это приносит счастье, а кто ж его не хочет. Поэтому левая нога святого оканчивается как бы острым плавником – до того стёрта. Мы с Люсей прикоснулись тоже. В смысле счастья, хуже не стало.

Ещё запомнились отметки вдоль главной оси собора. Они указывают, где заканчиваются другие грандиозные мировые храмы. Точно не помню, кажется, на втором месте – Собор Св. Павла в Лондоне. Он уступает Петру метров двадцать. Остальные – и того больше.

До отхода нашего автобуса на экскурсию по городу оставалось несколько минут. Мы зашли в помещение почты суверенного государства Ватикан, но ничего там не купили.

Потом поиграли в игру, которую оставил нам создатель колоннады перед  Сан-Пьетро. На эллиптическом пространстве имеются две точки, откуда кажется, что площадь обрамлена не четырьмя, а одним рядом колонн.

В это время перед самым собором итальянские юноши играли в футбол.

Вера стала нашим экскурсоводом и по Риму.

В первый и последний раз я не пожалел, что потерял время на то, чтобы увидеть город из-за стекла автобуса и в плохом обзоре. Списываю это на своё экзальтированное состояние. Да и как же было не благоговеть, увидев хоть краешком глаза, хоть через мутное стёклышко эти до боли знакомые, но никогда прежде не виденные места.

Арка Тита, Палатинский холм, театр Марцелла, Санта-Мария-ин-космедин, площадь Венеции, лестница Микеланджело на Капитолийский холм (возле неё назначен сбор группы перед отъездом) и, наконец, Колизей.

Автобус остановился у величественной Арки Константина, и Вера передала нас обратно Оксане. Та провела пешеходную экскурсию. Мы шли за ней от Колизея мимо Императорских форумов, мимо фонтана Треви до площади Испании, но там решили оторваться и хоть часок побродить самостоятельно.

На Испанской лестнице

Перед Треви случилось второе самое сильное огорчение за всю поездку. Мне нужно было как можно скорее купить местную валюту. По дороге к знаменитому фонтану повстречался обменный пункт. Я решил зайти туда, зная, что наши обязательно задержатся, чтобы бросить в фонтан монетку. Курс показался вполне приемлемым, и я выложил сразу 1000 франков (около 170$). Пересчитав лиры, я ужасно, страшно расстроился. Комиссионные! А Ксанка предупреждала. Вот уж действительно: поспешишь – пролетишь.

У фонтана Треви и на площади Испании я всё ещё был безутешен, но к площади Навона итальянское расположение духа восстановилось.

Оторвавшись от группы, а потом и от Клары (она задержалась, чтобы купить любимому племяннику футболку клуба Лацио), мы прошлись-таки по Риму самостоятельно.

Волшебно! Невероятно! Восхитительно! А был у нас какой-то час. И увидели мы совсем не много: площадь Навона (там мы оставили Клару), Пантеон (отыскали внутри могилу Рафаэля), да площадь Арджентино с античными раскопками, среди которых гуляет множество римских кошек. И возвратились к несуразному памятнику Виктору-Эммануилу на площади Венеции.

Но эти улицы, эти дома, эти фонтаны, кипарисы и пинии – они сводят с ума. И главное – не надо бежать толпой. Свобода точно лучше несвободы.[2] Это мы уже в Равенне хорошо поняли.

Группа собралась у подножия лестницы на Капитолий, подошла наша Сетра, и мы с грустью покинули Рим. Послезавтра мы должны сюда вернуться, но я решил, что вернусь завтра, а Неаполь с Помпеями пошлю на фиг в задницу.

Путь наш лежал теперь в местечко Фьюджи – горный курорт близ Рима, где предстояло провести две ночи.

Быстро стемнело, и насладиться дорогой не удалось. Автобус долго петлял, поднимаясь в гору, и часа через полтора остановился возле трёхэтажного особняка. Гостиница «Кеннеди».

Слава богу, думаем, выше третьего этажа не загонят. На третий, всё-таки, загнали, но был лифт. Ужин очень вкусный – умеют итальянцы макароны готовить.

Перед сном я спустился на ресепшн (тогда я этого слова ещё не знал), чтобы узнать, как своим ходом добраться до столицы.

Портье (лысоватый мужчина аристократического вида в костюме с галстуком; может, это и был хозяин отеля) очень любезно мне объяснил, где останавливается автобус до Рима или до ж/д станции. Он даже отксерил расписание автобусов.

Я принял решение добираться на поезде, потому что автобус обязательно попадёт в пробку и неизвестно где высадит. У меня была схема только центральной части Рима.

Люся отговаривала: она боялась нарушать порядок тура, боялась, что мы не найдём дорогу назад. Я сказал: утро вечера мудренее, и мы заснули.

Повторюсь: самое поразительное, что мы не чувствовали никакой усталости.

[1] Аллюзия на тему анекдота про Урюпинск

[2] Слова Д.А.Медведева. 2008 г.