[Мой сайт ]

1996 Москва - Брест - Братислава - ...- Неаполь - ... - Москва 06
06.07.2015, 16:35

Глава пятая

Суббота 7 сентября. Мы въезжаем в Италию и совершаем экскурсию по Сан-Марино и парку «Италия в миниатюре»

Глубокой ночью автобус пересёк итальянскую границу. Хоть убей, не помню, как это произошло. Наверное, словенской визы было достаточно, чтобы нас не задерживали, а может, не остановили потому, что у Ксении на всю группу была коллективная итальянская виза.

ИТАЛИЯ

Зато отлично помню первую остановку в стране Джотто. Автобус заехал на бензозаправку. Хотя ещё не рассвело, я не мог не ступить как можно скорее на священную для всякого цивилизованного человека землю. Мы направились в сортир при супермаркете. Кажется, вход туда платный, но никто из наших не заплатил.

Меня поразил запах в заведении. Он был прекрасен. До сих пор этот запах для меня – символ отличия западной демократии от русского тоталитаризма.

Кто-нибудь помнит, когда мы перешли с зубного порошка на пасту?

Ещё немного поспали сидя, а с первыми лучами, не отрываясь, стали смотреть в окно. Альпы уже кончились. Апеннины ещё как следует не начались. Мы ехали по довольно скучной равнине вдали от городов Возрождения.

Но я с благоговением взирал на дорожные указатели с названием легендарных исторических мест, на деревенские постройки вдали от автострады, на синеющие у горизонта горы.

Проехали мимо формулической столицы Гран-при Сан-Марино, города Имолы[1]. Справа довольно близко от дороги появились очертания большой плоской горы. Ксана объяснила, что это знаменитая Монте-Титано, на которой и расположена вся крохотная республика Сан-Марино. После размещения в отеле Римини туда запланирована экскурсия.

Но вот, наконец, и сам Римини. Слева показалось море.

Моря мы не видели уже пять лет, и это был Финский залив, а не купались – и того больше: все десять, со времён острова Вознесения на Белом (акватория Северного Ледовитого океана). Понятно, как мы обрадовались.

Но выйти к морю мне удалось в последний день в Италии.

Въехали на главную улицу города-курорта и медленно-медленно стали продвигаться к своему отелю «Флорида».

Оксана продолжала свой моноспектакль. Сейчас она, как учительница младших классов, вдалбливала малолеткам (нам), как в будущем разыскать, свою гостиницу. Остановки троллейбуса, говорила она, не имеют названия, а только номера, которые ведут счёт от вокзала. Наша – тридцать какая-то (уже забыл, хотя она несколько раз заставила всех хором повторить этот номер).

Я уже порядком устал от бесконечной вереницы отелей с левой стороны и всё ждал, когда же мелькнёт слово «Florida». Напрасно: такой дешёвый отель не мог находиться на фасадной улице. Вспоминаю стихи Пушкина, любимый отрывок из «Онегина»:

…вот уж по Тверской

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах

И стаи галок на крестах.

Бабы (девушки), мальчишки, лавки, фонари, купцы (торговые менеджеры), мужики (синьоры), балконы, магазины (не моды, а всякой сувенирной всячины) и правда, мелькали, но остального пушкинского ассортимента не было: никаких дворцов, садов, огородов, лачужек, бульваров, башен, даже аптек, и уж тем более казаков, бухарцев и львов с галками на крестах. По левую руку – одни отели, числом легион, справа – однообразные рестораны и вышеупомянутые магазины.

В сей утомительной (продолжаю вольно цитировать А. С.) прогулке проходит почти час, и вот, наконец, автобус сворачивает вправо (море, напомню, слева), проезжает пару-тройку домов-гостиниц и останавливается у одноподъездной пятиэтажки с надписью «Florida» по вертикали.

Выгрузка, раздача ключей, размещение в номере. Наш, естественно под крышей, и лифта нет. Но нам, находящимся под наркозом первого заграничного, всё нипочём.

Пёрышком – на пятый этаж (а высота потолков больше 3-х метров), разбросали вещи и спустились вниз для прохождения дальнейшей службы.

Как и было обещано, мы поехали на гору Монте-Титано. Меньше, чем за час, добрались до её подножия. Оксана, не умолкая ни на секунду, позволила себе безобидный розыгрыш.

«А теперь, господа, сказала она, приготовьте ваши паспорта – мы подъезжаем к границе суверенного государства!». Выждав эффектную паузу, во время которой половина присутствующих попадала в обморок, потому что оставила документы в гостинице, радостно сообщила, что это была шутка и никаких документов не нужно.

После этого мы ещё веселее поехали в гору по серпантину. Один из поворотов был головокружительно крутым. Оксана обратила на это наше внимание, замерла на секунду и провозгласила: браво, Иван Антонович, просто браво. А мы захлопали в ладоши.

Вот и настал черёд описать ещё одну важную персону нашего тура – водителя Ваню.

Вот он на наб. Римини. Клеит одну из хорошеньких пассажирок.

Коротышка, лет 40-50, смуглый темноволосый, белорус. Похож на Петьку из кинофильма «Чапаев» и с таким же темпераментом. Не владея ни одним языком, легко вступал в контакт с иностранными шофёрами, записывал (на будущее) их телефоны. Оксана смеялась: ну ладно, здесь я тебе помогу или на пальцах объяснишься. А как ты с ними по телефону-то говорить будешь? Но Ивана Антоновича такие мелочи не смущали. Впрочем, парень он был весёлый и добрый, хотя и предприимчивый. На обратном пути мы заехали к нему в усадьбу под Минском, и он разрешил женщинам группы воспользоваться его уборной. Куда мочились мужчины, догадайся с трёх раз.

Был и второй шофёр, помоложе, повыше ростом (это не так, не выше), светловолосый. Больше ничего о нём не помню.

Город Сан-Марино за крепостной стеной показался нам одним огромным вещевым рынком. Все улицы вели вверх к средневековому замку, на территории которого, кажется, тоже стояли торговые палатки.

Первым делом Оксана завела нас в винный магазин, продегустировать и купить знаменитые сан-маринские ликёры. Обещала большие скидки, потому что по знакомству. Мы, как загипнотизированные, зашли, отпробовали и купили бутылку самого вкусного. В подарок Оле (Люсиной сестре) и Аркаше (её мужу), которые снабдили нас в дорогу итальянскими лирами.

Супруги Стыгар начали ездить за границу ещё во времена Перестройки.

Этими лирами мы и расплатились. И снова Ксанкины обещания оказались грязной ложью. Чем выше мы поднимались в гору, тем дешевле становились ликёры, а если б мы купили нашу бутылку на самом верху, то сэкономили бы половину суммы. Правда, сумма была не шибко крупная, поэтому и расстройство было соответствующим.

Доведя нас до главной площади города, Оксана настойчиво предложила всем посетить музей чего-то типа нечистой силы. Половина группы уже разбрелась по торговым рядам, но остальные (мы с Люсей в том числе) пошли за ней. У входа сознание на некоторое время ко мне вернулось, и я сказал жене: мы что, в Италию приехали, чтоб в музей Чертей ходить? Да и лиры экономить надо. Сегодня вечером нам ещё предстояли траты на парк «Италия в миниатюре».

Оторвались от  Оксаны и стали подниматься к вершине Монте-Титано. Купили в подарок дочери дешёвый складной зонтик. Я по совету Ксюши произнёс волшебное слово «сконто» (скидка), и представь себе, сработало: вместо 7000 лир, продавщица взяла с нас всего 6000 (4 $).

Дома зонтик сломался после первого же дождя.

Люся в Сан-Марино. 1996г.

Поглазев на зубчатые башни и стены замка, полюбовавшись на панораму итальянских долин, гор и моря, мы отправились вниз. По дороге купили ещё пару украшений для Танечки. Среди продавцов попадались русские.

Сбор был назначен на главной площади с дворцом, памятником и тоже зубчатой башней. Оксана подсела к нам на скамейку, чтобы сагитировать завтра в Милан. Я ответил уклончиво. Я мечтал съездить в Болонью или, на худой конец, в Равенну. Ксана сказала, что ей очень нравится наша пара, сделала большие глаза, когда узнала, сколько лет нашей дочери (восемнадцать), но я стоял насмерть и обещал сдать деньги только на «Италию в миниатюре».

Вернулись во «Флориду». Здесь нас ждала незапланированная встреча.

Помнишь, я говорил, как Оксанка пугала нас потерянными паспортами? Та женщина, что ждала нас во «Флориде», не помню её имени, но назовём условно Светланой (перекисные волосы), была ярким примером такого случая. Она потеряла свой загранпаспорт, и копии про запас не подготовила. Кем же она была? Руководителем предыдущей группы, хорошей Оксаниной знакомой!

Вот, оказывается, какие они, руководители тургрупп. Оксана приютила подругу, предоставив жильё и пищу, но использовала на всю катушку. Светлана хорошо владела итальянским, поэтому Ксюша не отпускала её от себя ни на шаг. Вот тогда мы сообразили, что наша-то ни хрена не понимает по-итальянски.

Бедная Света так и прокаталась с нами по всей Италии. Последний раз мы видели её в Венеции, одиноко сидящей у столика в открытом кафе за чашечкой капучино. Что с ней стало потом, мне даже не пришло в голову спросить.

Я со своей стороны тоже поимел несчастную. Как – расскажу завтра.

Сегодня после вкусного ужина (в Римини у нас был полупансион) с макаронами и вином, мы снова сели в автобус и поехали в парк развлечений «Италия в миниатюре».

Было совсем темно, и энтузиастов набралось немного – меньше половины группы. Ксюша собрала по непонюсколько долларов, но обещала добиться для группы скидки на вход. Как всегда, обещание ей выполнить не удалось, причём в этом она винила негодяев, которые не поехали с нами: не хватило для льготных билетов каких-то десяти человек. Полное безумие, говорила она, не поехать в этот замечательный парк. И полное безумие, добавила, выразительно глядя в нашу с Люсей сторону, не поехать завтра в Милан.

Я купился на «Италию в миниатюре», потому что она мне очень понравилась по телевизору в программе «Непутёвые заметки» Крылова. Однако в темноте при довольно тусклом освещении, это было совсем не то. Пришлось включать воображение, чтобы насладиться маленькими Колизеем, Пизанской башней и Собором Св. Петра в Риме. Других памятников я даже не смог распознать. Прокатились мы и по маленькому Большому каналу в картонной Венеции.

В парке "Италия в миниатюре". 1996

Только дома, в России я отчётливо понял, что ни Сан-Марино, ни Мини-Италия нам были совершенно не нужны. Можно было вполне вместо этого съездить в Равенну, а на следующий день – в Болонью. Это послужило хорошим уроком на будущее. Но тогда мы не переставали восхищаться всем подряд.

Покатались и на водяных американских горках. От них тоже получили свою долю удовольствия. Правда, Люся намокла и простудилась.

На обратном пути я сообщил Ксюше окончательное решение на завтра: мы едем не в Милан, а в Болонью. Девушка расстроилась, но смирилась и даже предложила подбросить нас до Болоньи на автобусе. Я благородно отказался, сказав, что, может быть мы поедем не в Болонью, а в Равенну. Теперь я думаю, что если б согласился, то вероломная Ксюха не выпустила бы нас из автобуса.

Пожалуй, на этом можно завершить иль джёрно примо дель италиа.[2] В словарь не заглядывал, но всё равно красиво звучит. Как-нибудь позже я расскажу, откуда у меня познания в итальянском. А сейчас – спать! Завтра предстоит первый самостоятельный день за границей, да ещё с путешествием на поезде.

[1] Имеется в виду чемпионат мира по шоссейно-кольцевым автогонкам в классе машин «Формула-1». На территории республики Сан-Марино не хватает места для автодрома, поэтому она арендует его у Италии.

[2] Первый итальянский день (ломаный ит.)